ПН-ПТ - 8:00 - 17:00
Несмотря на то, что с момента написания этих очерков прошло более 70 лет, они нисколько не устарели и в наше время. Прекрасный литературный язык, образность, глубокое знание истории культуры камня делают эти очерки интересными не только для профессионалов нашей отрасли, но и для всех любителей камня.
Мрамор во всех многочисленных разновидностях обладает особым очарованием. Помимо впечатления мощи и долговечности, он привлекает художников разнообразием цвета и рисунка. Снежно-белый мрамор своей удивительной чистотой вызывает представление о чем-то недосягаемо высоком; нет другого материала на нашей планете, который обладал бы таким глубоким белым цветом.
Несмотря на свою прочность, мрамор легко поддается обработке; в этом отношении с ним вряд ли может спорить какой-либо иной камень. Его можно обрабатывать резцом, пилой, сверлом, не опасаясь раскола. Вследствие мелко-зернистого, однородного строения мрамора, на нем возможна тонкая резьба. Наконец, полировка мрамора дает сильный зеркальный блеск. Для ваяния и пластики нет более совершенного материала, чем белый мрамор, в котором прочность сочетается с нежностью, а безукоризненная белизна кажется одухотворенной. Для скульптуры теперь применяется исключительно белый мрамор, хотя в античное время фигуры делались и из его цветных сортов.
В древности выше всего ценился белый греческий мрамор с острова Пароса, а в наше время наибольшее применение получили сахаровидные каррарские мраморы. Паросский мрамор разрабатывался в горном массиве Марпесса. Это единственный мрамор, добывавшийся в древности в подземных ломках при искусственном освещении; отсюда и произошло его название «лихнит» - lichnites. Цвет его нельзя назвать чисто белым - он имеет легкий желтоватый оттенок; мрамор просвечивает на глубину 3-3,5 см и отличается нежным, как бы бархатистым блеском. Благодаря такому просвечиванию отделанная поверхность паросского мрамора как бы теряет свою материальность, и нет камня, более пригодного для изваяния идеализированных фигур. Парфенон, храм Афины Парфенос на Акрополе. Материал - пентеликонский мрамор.
Добыча паросского мрамора была сопряжена с большими затруднениями. С упадком Греции ломки были запущены, а затем и совсем забыты. Лишь в конце XVIII в. их вновь нашли французские путешественники; при детальном изучении древних подземных выработок обнаружены места, где некогда помещались лампады, при свете которых велись работы. В1836 г. греческое правительство распорядилось возобновить разработку камня. Позднее греческий архитектор Клеонтес нашел в том же районе месторождение статуарного мрамора, значительно превосходящего по красоте даже классический «лихнит»; для разработки этой породы в 1857г. образовалась акционерная компания. К северо-востоку от Афин находится гора Пентеликон, из мрамора которой возведены Парфенон, храм Зевса Олимпийского и множество других бессмертных памятников греческого искусства. Мрамор этот преимущественно молочно-белого цвета и вследствие этого ценился в Риме выше, чем блестящий желтоватый паросский или сахаровидный каррарский. Молочно-белый цвет пентеликонского мрамора изменяется с течением веков от содержащегося в нем железа, и старинные изделия, например античные колонны, постепенно от атмосферных влияний приобретают великолепную золотисто-бурую патину. Часто в нем встречаются также прожилки зеленоватой слюды.
Белый каррарский мрамор Италии из отрогов Апуанских Альп, окружающих г. Каррару (близ Массы), километрах в 15 от Лигурийского моря, был найден впервые в царствование римского императора Августа. У римлян мрамор назывался mramor lunens по имени соседнего города Луни, развалины которого сохранились до наших дней. Уже в древности этот ценный мрамор добывался в трех выходящих к современной Карраре долинах, к которым ныне проведены железнодорожные пути, постепенно поднимающиеся на высоты Альп. Сверкающие белоснежные карьеры производят исключительное впечатление по величию массивов, покрытых обломками скал и грандиозных осыпей, тянущихся от снежных вершин до знойных долин. Издавна прекрасный мрамор богатейших каррарских ломок являлся важным предметом вывоза.
Этим же прекрасным материалом пользовались до открытия отечественных месторождений и наши русские ваятели. Знаменитые произведения М.М.Антокольского «Петр Великий», «Иван Грозный» и другие сделаны из каррарского мрамора. В Карраре существует основанная Наполеоном I академия скульптуры, имеются многочисленные мастерские иностранных художников, предпочитающих производить обработку мрамора на месте для уменьшения расходов по перевозке.
Высокая цена статуарных разновидностей перечисленных знаменитых мраморов (паросского, пентеликонского, каррарского) допускает применение их исключительно для художественно-скульптурных работ; для облицовки используются менее ценные сорта.
Вот что говорит о значении мрамора в итальянской архитектуре П.Муратов («Образы Италии»): «Старая Пиза до сих пор способна внушать благоговейное удивление, потому что до сих пор цела площадь на окраине города, где стоят созданные ее гением собор, Баптистерий, наклонная башня и Кампо-Санто. Другой такой площади нет в Италии, и даже венецианская Пьяцца не производит первого впечатления настолько же сильного, полного и чистого. Во всем мире трудно встретить теперь место, где могла бы так чувствоваться, как здесь, прелесть мрамора. Во Флоренции мало мрамора на улицах; и глаз, привыкший к строгости и скромности флорентийского pietra dura, бывает положительно ослеплен светлыми мраморными зданиями, возвышающимися на поросшей зеленой травой Пизанской площади. Чередование черных и белых полос, характерное для всей тосканской архитектуры, здесь счастливо сглажено временем. О нем легко можно забыть перед тонко желтеющим от древности и от осенних дождей благородным старым мрамором Баптистерия. Здесь можно забыть на время даже о самой архитектуре всех этих зданий, помня только о священной белизне их стен и о свежей зелени окружающего их луга».
Говоря о мраморе, следует помнить о древнем искусстве, оживляющем мертвый камень и сообщающем ему движение и чувство, - о скульптуре.
Лишь те страны, в недрах которых был этот благородный камень, могли стать местами развития и расцвета скульптуры. Сравнивая работы флорентийских художников Возрождения с работами мастеров по ту сторону Альп, следует считаться с тем, что северным мастерам приходилось иметь дело в лучшем случае с обыкновенным известняком, преимущественно же с песчаником, а этот материал не допускает такой тонкой работы, как мрамор.
Великие скульпторы эпохи Возрождения видели в мраморе идеальный материал для осуществления своих творческих замыслов. «Вещество скульптурных форм, материал своего искусства Микеланджело ощущал с более чем естественной силой. Он часто говорил, что всосал страсть к мрамору вместе с молоком кормилицы - женщины из Сеттиньяно, городка каменотесов и мраморщиков. Он любил те самые каменоломни Каррары. Странные серые пики этих гор придают даже в полдень всякому виду, в котором они участвуют, какую-то вечернюю тишину и торжественность. Он бродил среди них месяц за месяцем пока, наконец, их бледные пепельные цвета не перешли в его живопись».
На верхней части головы «Давида» все еще остается кусок необработанного мрамора, точно это сделано ради желания сохранить его связь с тем местом, из которого он был иссечен. Но своего «Давида» Микеланджело целиком увидел в той мраморной глыбе, которая много лет лежала под аркадами лоджий Ланци. На работу ваятеля он смотрел лишь как на освобождение тех форм, какие скрыты в мраморе и какие было дано открыть его гению. Так прозревал он внутреннюю жизнь всех вещей, дух, живущий в мертвой только с виду материи камня. «Недаром трепещет мрамор передо мною», - говорил Микеланджело.
Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве, колонны из белого мрамора
Природа предоставляет необходимые материалы для украшения наших городов. Всякий раз, когда люди широко применяли мрамор в строительстве, получались образцовые произведения архитектуры.
В области применения мрамора в искусстве на первом месте стоит архитектура. В странах, где имеются месторождения мрамора, он исстари применялся в самых широких размерах для монументальных построек; это особенно относится к Греции и Италии.
У древних народов строили целые храмы из массивных мраморных глыб, затем стали выделывать из мрамора колонны, ступени лестниц и, наконец, облицовывать стены храмов, общественных и частных зданий более или менее тонкими мраморными плитами. Во всех странах Средиземноморского бассейна применение мрамора в архитектуре постепенно росло; из него стали выделывать, помимо колонн, капителей, карнизов, лестниц, балконов и балюстрад, всевозможные предметы для украшения садов и парков, фонтаны, скамьи, надгробные памятники, вазы, солнечные часы и пр. Настил полов давно уже делался из мраморных плит или мозаики, а впоследствии мрамором стали пользоваться еще и для каминов, столов, кресел и канделябров; вся эта декоративная часть убранства находилась в связи с общим архитектурным стилем.
В древние времена применение мрамора достигло высокого развития; затем наступила эпоха, когда его месторождения, за исключением немногих итальянских, были совершенно заброшены и забыты. Лишь в новейшее время удалось возобновить прежнее применение мрамора.