ПН-ПТ - 8:00 - 17:00
Так, образцы изменчивых фантазий,
Бегущие как в небе облака,
Окаменев, живут потом века.
В.Брюсов
«Пёстрые мраморы отличаются замечательным разнообразием рисунка, тонов и оттенков, благодаря которому насчитывается много сотен сортов таких мраморов, и ни один их кусок не похож на другой. Раскраски этих мраморов необычайно разнообразны, и законы сочетания их тонов пока не установлены
В одной группе пестрых мраморов однообразные белые, серые, жёлтые или красные тона пересекаются жилками других цветов; эти жилки или тонкими, как паутинка, ветвящимися нитями пересекают камень, или сливаются в крупные ветви и целые стволы. Крупные жилы - белые в красном, красные в белом, золотистые в чёрном, черные в золотисто-жёлтом, - ветвясь, то врываются, то как бы растворяются в общем тоне камня.
В более редких сортах жилки разных цветов пересекаются пёстрой чередой, давая сложнейший переплёт, в котором всё сливается в общий клубок жил и ветвей, пересекающих друг друга и создающих пестрый ковёр.
Другую группу пёстрых мраморов составляют слоистые камни серых и белых тонов, хорошо нам знакомые по облицовкам станций московского метро, где широко применялся полосатый мрамор и мрамор с чередованием нежных желтых, розовых, серых и белых тонов. Пестрый мрамор Rosa AuroraРисунок их зависит от направления разреза: при распиливании по слою получается однообразная или пятнистая окраска, а вкрест слоя - полосчатая красивая структура. Если разрез прошёл под острым углом к слоистости, можно получить картину волнующегося моря. В других пёстроцветных мраморах пятна чередуются в неправильном порядке, и трудно отыскать в них какую-либо закономерную смену. Достаточно вспомнить пестрые, жёлто-красные с бурыми пятнами крымские мраморы, мимо которых каждый из нас часто проходит, спускаясь по лестницам московского метро.
Но самыми замечательными пёстроцветными камнями являются мраморные брекчии. Профессор Зейпп в своей работе «Исследование итальянских декоративных материалов» (1911 г.) установил широкое применение брекчий в древнем Риме, особенно в императорский период. Раскопки показали, что главное внимание уделялось полихромным брекчиям, а также мраморам с обломками кораллов или раковин, дающим на солнце блеск перламутра (так называемая люмохелла).
Мраморные брекчии могут различаться по своему происхождению, по окраске, по размерам обломков, по характеру цементирующего материала. В одних случаях мы имеем дело с псевдобрекчией - раздавленным камнем, обломки которого незаметно сливаются с окружающим их пёстрым ковром того же мрамора; в настоящих же брекчиях, связанных с геологическими разломами, между обломками и цементом нет ничего общего по структуре и цвету. Известны десятки различных таких брекчий, придающих особую красоту замечательным произведениям архитектуры Венеции, которая всегда в искусстве близко стояла по своим вкусам к Востоку. Сложные химические процессы определяют образование цветных мраморов, и не всегда ясны геологические условия, которые создали ту пёструю палитру красок, которой мы восторгаемся в мраморных облицовках и изделиях.
Во всех почти странах мы знаем пёстро-цветные мраморы. В начале XIX в. в Норвегии была открыта замечательная бело-розовая брекчия, в которой обломки породы как бы обтекаются зеленоватыми морскими волнами. Очень много разнообразных цветных мраморов дают Германия, Бельгия и Франция, Среди бельгийских камней особенно известен красный мрамор с белыми пятнами и жилами столь часто называемый колбасным». Пестрый мрамор Rosso AlicanteВо французских Пиренеях встречаются тёмно-красные мраморы с белыми пятнами, чёрные с золотистыми и красноватыми жилками, охристо-жёлтые с красными разводами.
Пестрый мрамор Nero MarquinaМного прекрасных цветных камней давала древняя Греция, славившаяся также белыми статуарными мраморами, Около Лариссы в Фессалии известны брекчиевидные змеевики с пятнами белого и светло-зеленого кальцита, которые под названием «верде антико» получили широкое применение в эпоху расцвета Рима; позднее в огромных количествах этот фессалийский мрамор шёл на украшение храма Софии в Константинополе. Пестрый мрамор Green TinosМесторождения его были забыты и потеряны, пока в 1886 г. их заново не открыли англичане, и мрамор под именем фессалийского стал широко применяться в разных постройках нового времени, особенно в России, куда он ввозился через Одессу. Под общим именем нумидийских известны экзотичные и изящные мраморы Туниса и Алжира. Их жёлтые, палево-розовые и коричневые краски богаты и причудливы, рисунок тонок и резок. Добыча их началась за 200 лет до н.э. и они были в моде в эпоху Нерона.
Громадными богатствами цветного мрамора располагает Италия. Сотни его разновидностей описывают старые знатоки итальянских мраморов. известных ещё со времён этрусков: они создали славу, красоту и многообразие тонов древних зданий Рима, Флоренции, Пизы, Сиены, Венеции. Вот знаменитый мрамор «павонаццо» (pavonazzo) - красный, желтоватый, с золотистыми и тёмно-красными жилками; сочетание тонов в нём напоминает цвета павлиньих перьев, чем и вызвано название этого мрамора (по-итальянски «раvone» - павлин}. Вот брекчия «di seravezza», прекрасный камень из белых, желтоватых, красноватых, фиолетовых, а иногда даже ярко-зеленых обломков. Исключительная красота этой брекчии привлекала особое внимание художников древнего Рима и Франции, куда он ввозился в XVIII в. Пестрый мрамор Rosso Assiago.
Вот знаменитые сор-та веронского красного мрамора, мягкого красивейшего камня с миндалевидными розовыми пятнами и редкими белыми жилками. Пестрый мрамор Nero PortoroОн прекрасно гармонирует со сверкающей бронзой во Дворце дожей в Венеции. Вот "порторо» - носитель золота (porto d'oro] - замечательный мрамор черного цвета с тонкими золотыми жилками. Каменоломни этого камня расположены в Лигурии, на месте, где стоял раньше храм, посвящённый Венере. С ним связано много исторических воспоминаний, описанных в романе Жорж Санд «Он и она».
..В полумраке туманного ленинградского вечера входим мы в Мраморный зал. Зажигаются огни. Одна за другой убегают серые тени, яркие лучи заливают розовые мраморные стены, розовые колонны, розовый пол... Плиты камня своим пёстрым затейливым рисунком улыбаются нам; кажется, что все недостатки, все жилки, трещинки, включения, - всё превращается в достоинства камня, который то говорит что-то своим рисунком, то манит своей прозрачностью, то отбрасывает своей гордой фарфоровой поверхностью лучи света.
... Розовый мрамор стен сиял своей вечной неизменяемой красотой, для которой нет ни слов поэта, ни кисти художника».