ПН-ПТ - 8:00 - 17:00
Это один из благороднейших материалов, обладающих только ему присущими особенностями. За многие века истории ваяния этот материал не нашел себе равных и должен быть причислен к уникальным скульптурным материалам. Работая в мраморе, греческие скульпторы достигли наивысшего мастерства и виртуозности. Они выработали приемы обработки этого материала, отвечающие его пластическим свойствам. Античный мир не только открыл этот материал для ваяния и разработал технику его обработки, но и показал на огромном количестве скульптурных произведений богатейшие пластические возможности, которые таятся в нем. Последующие эпохи по существу не внесли почти ничего нового в технику обработки мрамора.
Глубокая и безукоризненная белизна мрамора позволяет сочетать одновременно твердость и нежность, одухотворенность и теплоту в произведениях скульптуры.
Ровная мелкая зернистая фактура, хорошая обрабатываемость позволяют придавать ему формы более тонкие, легкие и богатые деталями. Мягкий блеск шлифованной поверхности прекрасно передают плотность и фактуру человеческого тела.
Пластичность мрамора. Огюст Роден считал белый мрамор лучшим пластическим материалом, в котором единственно можно передать силу и красоту человеческого тела. Роден высоко ценил в материале цвет, который подбирался в соответствии с композицией произведения.
Создавая бюст Виктора Гюго, Роден для работы избрал белый мрамор, т.к. читал, что Гюго даже в старости сохранил атлетическое телосложение, благородство форм. Этого нельзя сказать о Бальзаке, похожем на тучного, коренастого, широкоплечего монаха.
Роден знал мрамор так, как теперь его никто не знает. Для человека с кипучим темпераментом очень трудно работать над холодным мрамором, если ему не удалось с самого начала вдохнуть в него душу. Разбудить в нем жизнь – говорил Роден – вот здесь источник творческой радости для скульптора, которого мрамор захватил с самого начала и повел к намеченной цели. Надо ощущать монументальности в каменном блоке, и скульптор должен руководствоваться внутренней жизнью камня в своей творческой работе.
«Боги дремлют в глубине мраморных глыб», говорил Микеланджело.
Светопроницаемость мрамора. Важнейшим свойством белого статуарного мрамора является его светопроницаемость. Свет, проникая через мрамор и отражаясь от его поверхности, обогащается тончайшими оттенками и создает еле ощутимый ореол вокруг скульптуры. Это объясняется тем, что кальций, составляющий мрамор, по оптическим свойствам обладает высоким преломлением света, даже на срезах дает высокую интерференционную окраску.
Способность белых мраморов пропускать свет на некоторую глубину не только усиливает снежную белизну мрамора, но создает иллюзию теплоты человеческого тела. По светопроницаемости лучшими мраморами считаются греческие и итальянские. Паросский мрамор пропускает свет на глубину до 3,5 см и, наконец, один из лучших мраморов – каррарский (имеющий сахаровидное строение) - пропускает свет на глубину до 4см.
Светопроницаемость мрамора не зависит ни от величины, ни от строения зерен мрамора. Она объясняется одинаковый ориентировкой оптических осей кристаллов кальция или доломита, составляющих мрамор, при этом примеси других минералов, даже в самых незначительных количествах, не только резко снижают просвечиваемость мрамора, но в подавляющем большинстве делают мрамор глухим и холодным.
Физико-механические свойства мрамора. Мрамор представляет собой горную породу, образовавшуюся в результате перекристаллизации обычных доломитных известняков, находившихся под большим давлением.
Мрамор относится к метаморфической горной породе и состоит в основном из зерен кальцита или доломита, тех и других видов зерен, связанных между собой без какого-либо цементирующего вещества. Строение мраморов бывает двух видов – с зубчатой и мозаичной связью зерен. Наиболее распространенной примесью в мраморах являются лимонит и пирит. Окисляясь на воздухе, они образуют на мраморах ржаво-желтые и бурые пятна. Механическая прочность мраморов (при сжатии) колеблется в пределах от 500 до 1900 кг/см2, на изгиб от 47 до 320 кг/см2.
В водонасыщенном состоянии механическая прочность мрамора понижается незначительно. Механическая прочность мраморов зависит от их структуры и однородности состава. Включение кварца, независимо от строения и однородности состава, обычно придает мрамору более высокую прочность.
Твердость мрамора зависит от величины зерен. Крупнозернистые мраморы менее тверды, чем мелкозернистые.
Мраморные известняки трудоемкие в обработке. Вообще же мраморы относятся к числу легко обрабатываемых скульптурных каменных материалов.
Белый мрамор. Классическим статуарным мрамором является белый мрамор, состоящий из чистого кальцита или доломита. Этот вид мрамора ценится очень высоко и относится к сравнительно редко встречающимся каменным скульптурным материалам.
Распространению мраморной скульптуры в античном мире способствовало значительное количество мраморных месторождений в Древней Греции, большинство которых давало скульптурный материал исключительно высокого качества. В Греции наиболее богатая мрамором провинция Аттика. Нижние пласты аттического мрамора белые, верхние – серого и синевато-серого цвета.
Классическим белым мрамором был и остается каррарский (почти чистый карбонат кальция 98-99% CaCO3). Карьеры расположены в отрогах Апуанских Альп, вблизи города Каррары. Этот мрамор завоевал славу во всем мире. Им пользовались многие русские скульпторы XVIII и XIX веков. Каррарский мрамор так славился, что в Карраре времен Наполеона I была основана Академия скульптуры. Кроме того, в Карраре расположены многочисленные мастерские, принадлежащие скульпторам разных стран.Из каррарского мрамора Торено Микеланджело создал ряд скульптур: «Давида» (Флоренция), группу «Пьете» и фигуры в Соборе св. Петра в Риме и другие. Этот мрамор использовали для своих работ Шубин, Антокольский, Роден, Канова, Торвальдсен и другие скульпторы.
Особой известностью пользовался белый мрамор – паросский, с острова Парос. Этот статуарный материал является более древним.
Цветной мрамор. В античное время цветной мрамор применяется сравнительно редко. Его широкое применение относится к позднему времени.
Цветной мрамор в античное время добывался в Греции и Малой Азии. Добываемый мрамор имел различные цвета. Так, на острове Эвбея добывали мрамор светло-черный, зеленоватый, желтоватый и красноватый. Черный мрамор добывался в Пергаме, где добывался и Фригийский мрамор, отличавшийся пестрой окраской (белый с фиолетовыми прожилками).
Пластическая обработка из цветного мрамора несколько отличается от пластической обработки из белого мрамора. Отличием являлась подчеркнутая пластика цветного мрамора. Темные мраморы требовали усилия светотеневых решений, что необходимо при моделировании скульптуры, которая часто рассматривалась на значительных расстояниях.
Для декоративной скульптуры применяется красный мрамор (часто использовался для вакхической скульптуры и декоративных рельефов). Серый и голубовато-серый мрамор, в отличие от желтого и красного, был распространен не только в позднюю эпоху, но и в эпоху архаики.Черный и черно-синий мрамор использовался для передачи цвета кожи негров. В такой скульптуре обычно белки глаз делались из белого мрамора, а зрачки из черного мрамора.
Декоративные свойства цветных мраморов. По разнообразию окраски и рисунка мрамор занимает первое место среди декоративных каменных материалов.
По текстуре различают следующие основные виды мраморов:
Цвет мрамора зависит от окрашивающих его примесей. К ним относятся: окислы железа или марганца (окрашивающие мрамор в красный, розовый, желтый, коричневый цвета и в разные оттенки этих цветов). Присутствие даже десятых долей этих окислов вызывает интенсивную окраску мрамора.
Черные и серые цвета мрамора объясняются микроскопическими вкраплениями углерода в виде чешуйчатого графита или углистых веществ, а в некоторых случаях такая окраска вызывается скоплением гематита.
Обрабатываемость мрамора. Важнейшие свойства мраморов – их способность подвергаться полированию. Это зависит от чистоты породы, ее твердости, структуры.
Мелкозернистые мраморы обладают более высокой твердостью и полируются лучше, чем крупнозернистые того же состава. Полированный мрамор более интенсивно выявляет окраску и текстуру камня. При наличии примесей твердых минералов в мраморе, в частности, зерен кварца, полированная поверхность получается тусклой. Выветренный мрамор или мрамор с включениями минералов полировку не принимает.
Блочность. Блоки мрамора не должны иметь явных или скрытых трещин, следов выветривания, прослоев мягких включений, прожилок, легко поддаваться обработке. Следует отметить, что белый статуарный мрамор может представлять не весь карьер, а лучшую его часть. Только выборочным путем можно выделить лучшие мраморы.
Деформация мрамора. Известна деформация мраморных плит, находящихся на открытом воздухе. Это относится к барельефной мраморной скульптуре, а также к различным видам памятных мраморных досок, укрепленных на фасадах домов. Степень деформации мраморных досок и плит иногда достигает значительных размеров. Это зависит от особенностей среды, строения мрамора и других условий.
Плиты из мрамора и известняка должны храниться в закрытых складах на специальных подмостках.
Выгибание мраморных досок и плит многие исследователи объясняют наличием в мраморе пирита, который, разлагаясь, образует серную кислоту, нарушающую связь между зернами. Другой причиной выгибаемости мраморных досок и плит является проникновение внутрь мрамора влаги, содержащей серную кислоту. Выгибание мрамора объясняется нагреванием внешней стороны плиты.
Испытания плит с полированной и шероховатой поверхностью показали большую вытянутость на полированной стороне.
Предупреждение изгибаемости. Для предупреждения изгибаемости мраморных досок следует укреплять при установке так, чтобы в местах крепления досок болтами оставались пазы, доски должны быть отодвинуты от стен для равномерного водопоглощения и водоотдачи, либо крепить плиты на вяжущем растворе.
В античное время для предохранения мраморных статуй от разрушения мрамор натирали воском.
Изменяет свой внешний вид и широко известный скульпторам каррарский мрамор, который под действием влаги теряет полировку и темнеет.
Рисунок и текстура. Цветные мраморы наиболее нестойки. Текстуре – красоте и разнообразию расцветки, к сожалению, почти всегда сопутствует ухудшение физико-механических свойств материала, так как нередко линии рисунка и есть скрытые трещины, а цветное пятно является местом наименьшего сопротивления для агрессивных агентов и выветривания.