ПН-ПТ - 8:00 - 17:00
Лиссабон стоит на берегу реки Тежу, там, где ее мощный эстуарий Мар-ди-Палья сужается перед впадением в океан. «Белый город с красными крышами», как его часто называют туристы, обязан своим белым цветом известняку и штукатурке фасадов, а красным – черепице крыш. Португальская столица как по топографии, так и по своей архитектуре является разноликим городом. Центральная часть Лиссабона, Байша, с четкой планировкой лежит между холмами Байру-Алту и Алфама с его путаницей средневековых улочек. За Байру-Алту поднимается в гору прямая и широкая Авенида да Либердадэ, сильно напоминающая Елисейские Поля. Крутые склоны в этом самом гористом портовом городе мира в сочетании с контрастной архитектурой храмов и жилых строений и вкраплениями южной зелени создают неповторимый облик города, его силуэт.
Древнейший город Европы (по самым скромным подсчетам ему не менее 2200 лет) Лиссабон в своем историческом развитии прошел все стилевые стадии, характерные для архитектуры большинства европейских стран.
На развалинах построек римских и мавританских времен здесь возводили из камня готические храмы, как символ победы христианства над маврами ( XIV-XV вв.). На смену готике, рождавшей у людей ощущение порыва вверх, к Богу, в XVI веке из Италии пришло Возрождение, обратившееся к античным источникам и положившее в основу зодчества высшие эстетические принципы, понятия симметрии и пропорций. В XVII веке в Лиссабон приходит барокко, а в XVIII веке находят здесь благодатную почву для развития пришедшие из Франции и Испании формы роккоко с ассиметричными элементами орнаментации. Землетрясение 1755 года, повлекшее за собой необходимость быстрого восстановления города, ускорило продвижение неоклассицизма, сохранявшегося в португальской архитектуре до середины XIX века, когда его сменил модерн, а затем «эштаду нову».
Религиозные войны, трагическое землетрясение 1755 года, наполеоновская оккупация, изгнание из страны религиозных орденов - все эти природные и «человеческие» катаклизмы периодически стирали с лица земли архитектурные памятники Лиссабона. Большинство сооружений в связи с этим воссоздавалось заново, многократно перестраивалось, в результате чего архитектурные стили накладывались один на другой, а от старых построек осталось только воспоминание... Как следствие этого, большинство сегодняшних историко-архитектурных памятников Лиссабона - сооружения эклектические, сочетающие в себе самую разнообразную стилистику. При этом, как правило, на всё это накладывается национальный стиль - мануэлино (возник в начале XVI в. в период правления Мануэла I) с сочной орнаментальной пластикой. Развитие этого стиля неразрывно связано с искусством высокохудожественной резьбы по камню.
Рассмотрим несколько наиболее примечательных исторических сооружений, возведенных из местного камня.
Начать, пожалуй, следует с символа Лиссабона золотой эпохи географических открытий – Беленской башни, сооруженной в 1515-1521 гг. архитектором Франциско де Аррудой и уцелевшей после землетрясения 1755 г. Башня эта, сложенная из блоков золотисто-белого известняка, имеет квадратное сечение и обрамлена крепостной стеной с шестью башенками, образующей платформу, которая, окруженная со всех сторон водой, воспринимается как белый корабль. Строительство башни преследовало не столько эстетическую, сколько фортификационную цель: она должна была стать крепостью, охраняющей вход в гавань. В архитектуре башни причудливо переплетаются готика и ренессанс, а также византийские мотивы. Несомненно здесь и влияние мавританского искусства (архитектор много работал в Марокко). Проявился в Оформлении башни и стиль мануэлино. На крепостных зубцах, подобно выставленным вперёд щитам, - гербы ордена рыцарей Христа. Поражаешься тонкой интуиции зодчего, правильно выбравшего природный строительный материал: известняк, прекрасно поддающийся обработке, до сей поры сохранил утончённый резной декор, орнаменты, скульптуру и прочие элементы художественного убранства.
Другое интереснейшее сооружение, также чудом уцелевшее после землетрясения, - монастырь Жеронимуш в Белене. Комплекс сооружений монастыря возводился в период С 1500 по 1572 г. различными архитекторами (Жуан ди Каштилью, Бойтак, Никола де Шантерен и др.), что безусловно отразилось на общей композиции. Весь фасад и скульптура выполнены из белого известняка, который со временем приобрел желтовато-серый оттенок. Жуан ди Каштилью внёс в архитектонику сооружения элементы итальянского ренессанса с ломбардийскими медальонами и скульптурами химер. В стрельчатых сводах, дверных и оконных проёмах просматриваются готические мотивы. Снаружи постройка выглядит достаточно однородно, за исключением южного портала, который, подобно гигантскому ковчегу, взметнулся на высоту 32 м. Считают, что эта самый роскошный портал в стиле мануэлино. Автор проекта взял в качестве темы легенду об Иерониме, включив в композицию громадное множество резных деталей - свидетельство прекрасных художественных и пластических возможностей использованного известняка.
Руины церкви Карму в Байру-Алту, ЛиссабонРуины церкви Карму в Байру-Алту специально оставлены без восстановления, как печальная память об ужасном землетрясении. Церковь сооружена в 1423 году из песчаника и известняка боевым соратником короля Жоана I - Нуно Альварисом Перейрой в честь победы под Алюбароттой (архитектор Гомес Мартинс). Церковь - типично готическая постройка. Особенно сильное впечатление эти руины, наполненные средневековой мистикой, производят ночью: уцелевшие контрфорсы и арки как бы очерчивают внутренний объем церкви, устремляющийся ввысь.
Средневековый собор Се (от латинского Sedes epuscopalis - резиденция епископа) - построен в 1147 г. королём Альфонсом Энрикесом на месте прежней мечети как памятник победы христиан над маврами. Претерпевший за весь долгий период своего существования многочисленные разрушения и перестройки, значительно изменившие его первоначальную архитектуру, этот многострадальный собор, тем не менее, остаётся впечатляющим памятником раннего королевства. Собор Се(фрагмент каменной кладки),Собор сложен блоками золотистого известнякового туфа, крупнопористая структура и эрозированная поверхность которого как бы подтверждают многовековую историю храма. В высоком темном главном нефе собора просматриваются романские элементы, в обходной галерее хора - строгая готика, а сам хор оформлен в стиле барокко. В капелле хора и внутреннем дворике - готические мраморные надгробия, под которыми были обнаружены фундаменты построек римских и мавританских времен.
"Граненый" дом Каза-душ-Бикуш в Лиссабоне"Гранёный" дом Казадуш-Бикуш (его ещё называют Алмазным домом) построен в 1523 году в качестве резиденции Афонсо Апьбукерка, португальского наместника в Индии. Редкий пример стиля ренессанс в Лиссабоне. Главное украшение, давшее название дворцу - гранёный руст фасада: многочисленные четырехгранные пирамиды, аккуратно вытесанные на квадрах золотистого известняка и размещенные в шахматном порядке, создают удивительный светотеневой эффект, превращая фасад в гигантский орнамент, дополненный большими ассиметричными окнами третьего и четвёртого этажей. Объективности ради отметим, что вообще-то приём рустовки деталей фасада не нов: аналогии мы находим у архитекторов Марка Фрязина и Пьетро Солари на Грановитой палате Московского кремля, а также во дворцах Каса де лос Пикос в Сеговии и Паллацо дей Диаманти в Ферраре.
Неподалеку от «гранёного» дома - церковь Консейшао Велха (середина XVI в.), построенная королем Мануэлем на месте синагоги по просьбе королевы Леоноры (эрхмтектор Жуан ди Каштилью). Церковь спроектирована в стиле мануэлино, о чём свидетельствуют не-многочисленные сохранившиеся после землетрясения ее фрагменты - капелла и портал. По свидетельству историков это 6ы-ла красивейшая церковь Лиссабона.
Другая церковь - Санта-Висенти-ди-Фора (автор - архитектор Филиппо Терци) представляет собой строгую постройку в стиле позднего ренессанса с гордым двухбашенным фасадом из белого известняка. Церковь построена в 1629 г. по поручению Филиппа II Испанского и напоминает о годах испанского владычества; существующий её облик - результат многократных реконструкций. Интерьеры церкви (полы, балюстрада и др.) оформлены цветным мрамором.
Еще одна церковь - Санта-Энграсия (она же национальный пантеон) - типичный образец барокко и пример сильного итальянского влияния на португальскую архитектуру. Строительство церкви было начато в 1682 г. (архитекторы Нуонес Тиноко и Джоано Антунес) и продолжалось в течение 280 пет. Храм, напоминающий Собор Св. Петра в Риме, имеет в плане октаэдрическую форму с центром в виде греческого креста. Фасад и скульптура на нем выполнены из белого мрамора, витые колонны на входе - из розового мрамора, называемого в наши дни «россо портогало» (дизайнер Клод Лапред).
Одним из самых выдающихся сооружений Лиссабона в стиле барокко (с элементами рококо) считают дворец Келуш в окрестностях португальской столицы. Дворец построен в 1767 г. по проекту придворного архитектора Матеуса Висенти ди Оливейры. Пилястры фасадов, детали фонтана и скульптура выполнены из сиренево-розового известняка. Затронувший в XIX веке лиссабонскую архитектуру неоклассицизм не дал городу сколько-нибудь выдающихся сооружений. Пожалуй, наиболее интересным примером этого стиля можно считать национальный театр Доны Марии на площади Фигуэра с фасадом и колоннадой из серовато-бежевого мрамора (архитектор Фортунато Лоди, 1842 г.). В этот же период открывается второе дыхание» у национального стиля мануэлино: типичный образец этого - пригородный железнодорожный вокзал Каиш-ду-Содре, построенный в стиле нео-мануэлино из золотисто-белого известняка.
В середине XIX века Лиссабон начали расширять и украшать в соответствии с новыми представлениями о городской архитектуре. Первым шагом в этом направлении стало строительство уже упоминавшейся нами помпезной магистрали Авенида да Либердадэ, а также прямых улиц Авенидас Новас Затем. к началу XX века, началось сооружение театров, библиотек, офисных зданий, банков и т.п., Часть построек этого времени отражает явное влияние стиля модерн. Следует отметить, что если в старых сооружениях основным облицовочным материалом являлся известняк и, реже, мрамор, то теперь в отделке нижних этажей фасадов, порталов, крылец, полов всё чаще начинают использовать гранит и другие прочные породы. С середины двадцатого века в Лиссабоне укореняется в архитектуре стиль "эштаду нову», в окрестностях Авенидас Новас возникают новые здания и площади, высотными зданиями застраивается новый квартал Альваладэ.
С середины двадцатого века в Лиссабоне укореняется в архитектуре стиль "эштаду нову», в окрестностях Авенидас Новас возникают новые здания и площади, высотными зданиями застраивается новый квартал Альваладэ. Каких-либо национальных черт в португальской архитектуре новейшего периода уже не просматривается, идет следование общеевропейским стандартам. Наиболее интересное сооружение последнего времени (как с архитектурной, так и с эстетической точки зрения) - лиссабонский комплекс международных выставок в Парке дос Нашоэс.
Лиссабон изобилует разнообразной скульптурой, которая в ряде случаев является неотъемлемым элементом садово-парковой архитектуры. Пожалуй, нет в городе площади, сквера или перекрёстка (особенно в центре), где не возвышалась бы на постаменте какая-нибудь статуя.
Основная тема португальской скульптуры - образы святых, отмеченные большим изяществом форм; несколько меньшая доля монументального искусства приходится на правителей страны и на деятелей португальской культуры. Большинство статуй выполнены из бронзы и установлены на мраморные пьедесталы.
Следует отметить, что этой области самобытности национального искусства предоставлена полная свобода. Правда, памятник королю Жозе I на площади Праса ду Комерсиу работы Машаду ду Каштру трудно назвать удачным: мраморный постамент интереснее конной статуи. Гораздо лучше у этого скульптора получаются небольшие фигурки из мрамора в стиле неаполитанских презеппьо.
Наиболее удачна, на наш взгляд, мраморная колонна с бронзовой статуей короля Педру IV на площади Россио. Четыре мраморных фигуры на пьедестале символизируют Памятник маркизу Помбалу на площади Праса Маркес де Помбал в ЛиссабонеПравосудие, Мудрость, Храбрость и Рассудительность. Заслуживает внимания также памятник премьер-министру реформатору маркизу Помбалу на площади Праса Маркес де Помбал. Задумчивую фигуру маркиза сопровождает лев - символ королевской власти. Мощный мраморный постамент украшен скульптурой Минервы, а также фигурами крестьян с домашним скотом и рабочими, представляющими сельское хозяйство и промышленность.
Из современной скульптуры наиболее интересен выполненный в мраморе памятник португальским первооткрывателям (построен в 1940 г., затем был разрушен циклоном и воссоздан в 1960г.). Групповая скульптура и изображает принца Генри Навигатора на носу каравеллы и стоящих за ним первопроходцев: картографов, капитанов, математиков, врачей, пилотов, миссионеров. Этим монументом режим Салазара как бы выражал патетическую надежду на возвращение великого прошлого.
Пешеходная зона в центре ЛиссабонаОдно из самых сильных впечатлений, остающихся от Лиссабона и его архитектуры, - высокохудожественные орнаментные покрытия брусчаткой тротуаров, площадей и прочих пешеходных зон. Этот прием городского убранства, свойственный только некоторым городам Португалии и, в значительно меньшей степени, городам её бывшей колонии - Бразилии, имеет свою предысторию. Возможно, идея выполнения мозаичных орнаментов из мелкой брусчатки пришла ещё от римских колонизаторов, имевших большой опыт украшения подобным образом своих вилл. Однако первые опыты с декоративным покрытием в Лиссабоне относятся только к 1840 г., когда лейтенант Эйсебио Кандидо Фуртадо велел украсить сквер на площади Россио брусчатым покрытием с рисунком в виде морских волн; для этого использовали камень, привозимый судами в качестве балласта из Опорто и Вианы в Северной Португалии. А с 1849 года, в соответствии с распоряжением лиссабонского градоначальника, началось планомерное устройство мозаичных тротуаров. С этой целью были сформированы бригады художников и дорожных рабочих, проведено их соответствующее обучение, а в окрестностях Лиссабона открыты карьеры известняка для снабжения города строительным материалом.
Прошло немного времени, и Лиссабон перестал быть пыльным и грязным городом, его улицы покрылись затейливыми узорами. Очевидно, у отцов города хватило мудрости понять, что значительную часть жизни человек, идя по улице, смотрит себе под ноги, и в этом смысле украшение тротуара не менее важно, чем украшение фасада здания...
Сейчас практически ни один тротуар, сквер, площадь, парковая аллея, смотровая терраса и т.п. не асфальтируется - все пешеходные зоны в обязательном порядке орнаментируются мелкой брусчаткой. Рисунок мощения самый разнообразный: наряду с абстрактным орнаментом здесь можно увидеть цветы, фигурки животных, предметы быта, морские сцены, копии с рисунков Пикассо и Миро. Размер брусчатки – 50х50х50 мм, иногда используются камни меньшего размера; форма брусчатки колотая. Исходным материалом для этих изделий служит, как правило, плотный органогенный известняк двух основных цветов: белого (иногда с бежевым оттенком) и черного. Изредка в орнамент добавляют камень розового цвета. Лицевая поверхность брусчатки со временем заполировывается, однако обувь пешеходов по тротуару в дождливую погоду не скользит из-за большого количества швов.
Интересно, что брусчатка, уложенная 150 лет назад, прекрасно сохранилась до наших дней и не требует замены. Причина этого феномена, по-видимому, не только в теплом климате Лиссабона, но и в удачно подобранном материале (известняк имеет достаточно высокую прочность при весьма тонкой поровой структуре и малом водопоглощении).
Тротуары новых микрорайонов португальской столицы по-прежнему продолжают украшать брусчатым орнаментом, бережно сохраняя вековые традиции (камень доставляют из карьеров в районе Потмоша и Фатима, близ Куимбры).
При рассматривании живописной лиссабонской брусчатки невольно напрашивается сравнение с каменным покрытием российских городовОрнамент на улице Хуио де Андраде в Лиссабоне, прежде всего Москвы и Петербурга: гранитные плиты мощения и крупная (часто фрезерованная) гранитная брусчатка, уложенные без всякого рисунка либо в виде примитивного прямоугольного орнамента, обходится нашим налогоплательщикам в 10-20 раз дороже «дешевой» португальской. Но там мы видим настоящее искусство, способное вызвать положительные эмоции и поднять настроение пешехода, здесь же – унылое, но весьма дорогое инженерное покрытие…