ПН-ПТ - 8:00 - 17:00
Одна из самых красивых и ценных разновидностей кварца (SiO2) – аметист. То розовато-сиреневый, то красно-лиловый, то нежно-фиалковый, то пурпурно-фиолетовый, он является одним из довольно редких природных камней, окрашенных в различные оттенки фиолетового цвета.
Цвет аметиста связан с ионами железа, замещающими кремний и вследствие радиационного облучения переходящими в несвойственное железу четырехвалентное состояние. Эта окраска часто оказывается неустойчивой, и некоторые аметисты теряют ее даже на ярком солнечно свету. Если аметист нагреть до 200оС, то он бледнеет, но вновь возвращает цвет при охлаждении. Окраску же аметистов, прокаленных при 350-400 оС, можно восстановить только с помощью рентгеновского или гамма-облучения. После нагревания до 450-500 оС минерал окончательно превращается в кварц желтоватого цвета – цитрин.
Название «аметистос», в переводе с греческого означающее «непьяный», связывают с античными легендами о его способности предохранять своего владельца от опьянения. Однако есть предположение, что упоминаемый в Библии «аметистос» - искаженное название того же камня – «ахламог», взятое из Торы. Он был одним из 12 камней, вставленных в наперсник иудейского первосвященника.
Об аметисте сложены многочисленные легенды. Так, известны очень похожие древнеримские и древнегреческие легенды, в которых рассказывается о нимфе Аметис, отвергшей любовь пьяного бога вина Диониса (римский Бахус). Нимфа попросила защиты у богини охоты Артемиды (Дианы), которая превратила Аметис в белокаменную статую. Пытаясь оживить нимфу, Дионис окропил ее виноградным соком, но статуя так и не ожила, лишь стала багряно-фиолетовой.
Поверья о способности аметиста препятствовать опьянению и безумной страсти дошли и до Древней Руси. В одном из старинных русских лечебников XVI в. сказано: «Амефис есть камень цветом виншев, а родится в Индии, сила того камня такова: пьянство отгоняти, мысли лихие отдаляти, добрый разум делает и во всех делах помощен. А ще, кто этого камени изопьет, то неплодного плодным делает и окорм гасит, воинских людей от недугов оберегает и ко одалению приводит, и к ловлению зверей диких и птиц добре есть помощен. Амефис ускромляет мощность и не допускает того, кто его носит, в памяти отходити». Густоокрашенные аметисты называли на Руси «варениками» и ценили наравне с яхонтами (рубинами и сапфирами) и лалами (красной шпинелью). Такие аметисты, чередующиеся с голубыми сапфирами, украшали корону царицы Ирины Годуновой – супруги царя Федора Иоанновича.
Из Библии аметист прочно вошел в христианскую символику и стал одним из излюбленных камней церковных иерархов. Им украшали иконы, кресты, митры и панагии. На окладах хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля икон «Спас Вседержитель» и «Смоленская Богоматерь», а также на окладе Евангелия (XVIII в.) сверкают бледно-фиолетовые аметисты.
В католических странах существовала традиция вручать кардиналу, посвящаемому в сан, кольцо с аметистом, поэтому камень называли епископским; на Руси он считался архиерейским.
Издавна красивые аметисты добывали на Цейлоне (ныне Шри-Ланка) и в Бразилии. С XVII в. замечательные фиолетовые минералы находили на Урале. Но аметист популярен не только как ювелирный камень, но и как коллекционный минерал. До сих пор добывают аметистовые щетки на мысе Корабль, расположенном на Кольском полуострове. А первые камни добыли здесь более 250 лет назад монахи Соловецкого монастыря. Во всем мире знамениты аметистовые жеоды из Бразилии, размер которых иногда превышает 2 м.